16 июня 2021 года состоялось очередное заседание Совместной инспекции по мониторингу и контролю состояния безопасности предприятий и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения Донбасса, расположенных на территории, временно находящейся под контролем Украины.
Территория Донбасса, временно находящаяся под контролем Украины, составляет лишь 4,4 процента её общей площади, при этом здесь сосредоточена пятая часть промышленного потенциала страны, 78 процентов которого приходится на экологически опасные производства металлургической и добывающей отраслей, производство электроэнергии и кокса. Высокая концентрация промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры в сочетании со значительной плотностью населения изначально создало огромную нагрузку на биосферу — самую большую в Украине и Европе.
Все эти факторы обуславливают необходимость постоянного мониторинга состояния окружающей среды, а также контроля за объектами, влияющими на экологическую безопасность и безопасность жизнедеятельности населения. На практике существующее руководство Украины создает все условия для невозможности проведения контроля за состоянием таких объектов и сокрытием действительного состояния экологической безопасности.
Так, за прошедшие годы, представители Госэкоинспекции Украины неоднократно были не допущены для проведения проверок на предприятия, являющимися основными источниками выбросов загрязняющих веществ. При этом по закону не допуск инспекции на объект заканчивается штрафом в 750 гривен, предприятие платит его и на этом в основном все заканчивается.
Данная ситуация опасна тем, что в перечень таких предприятий попали объекты ЖКХ и теплоэлектростанции, которые уже неоднократно попадались на использовании топлива, не соответствующего технологическим нормам и наносящим вред экологии, что уже обсуждалось на заседаниях Совместной инспекции.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ объектов ЖКХ остаются котлы, которые эксплуатируются и на твёрдом топливе (угле), и на газе. При этом выбросы от котлов на твёрдом топливе гораздо токсичней, так как кроме оксидов азота, оксида углерода, метана, углекислого газа, они содержат сернистый ангидрид, оксид кадмия, окись меди, никель металлический, ртуть металлическую, свинец и его соединения, хром шестивалентный, окись цинка, двуокись селена, пыль.
Как результат, согласно данным Регионального доклада о состоянии окружающей природной среды Донецкой области, в 2019 году на голову каждого жителя региона «выпало» 186,4 кг загрязняющих веществ. Неудивительно, что Украина по-прежнему находится в числе стран, лидирующих по уровню смертности вследствие загрязнения воздуха. Что же касается городов, то самым «грязным» традиционно признан курортный Мариуполь. Здесь регулярно фиксируется превышение среднегодовых концентраций ряда загрязняющих веществ, в том числе и формальдегида — в 7 раз.
В 2021 году очередной экологический рейтинг областей Украины вновь подтвердил тяжелое состояние экологии на территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины. При этом, некоторые проблемы проведения рейтинга переходят из года в год – это и отсутствие экологического мониторинга, отсутствие данных о качестве питьевой воды и загрязнении грунтов.
Как и в прежние годы, при подготовке экологического рейтинга Украина столкнулись с главной проблемой — отсутствием оперативной информации. Полноценного экологического мониторинга в режиме реального времени в стране до сих пор нет. Кроме того, по-прежнему в открытом доступе отсутствуют данные о качестве питьевой воды и загрязненности грунтов. Данные о качестве воздуха, отходах, загрязнении рек неочищенными стоками долго обрабатываются, чтобы в итоге войти в отчеты Госстата.
Украина оказалась в лидирующих позициях в мировом докладе о качестве воздуха за 2020 год, куда включены данные для 106 стран. Согласно данным, показатели Украины за год ухудшились: в 2019 году страна занимала 60 место, а в 2020 году - 43-е, а среди стран Европы в прошлогоднем отчете Украина была 13-й, теперь 8-й.
Экологи не раз указывали, что Украинские теплостанции - одни из главных загрязнителей в Европе, со ссылкой на исследование международного аналитического центра EMBER. Украина ответственна за 72% выбросов зольной пыли в Европе, а также за 27% выбросов двуокиси серы и за 16% - оксидов азота.
В десятке электростанций Европы с наибольшими выбросами зольной пыли Украине принадлежат восемь электростанций. Сюда входят Кураховская, Углегорская, Славянская ТЭС. Все они были введены в эксплуатацию в 60-70-х годах прошлого века.
Не менее в плачевном состоянии находятся и водные ресурсы. Согласно статистическим данным, ежегодно в поверхностные водные объекты на территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, осуществляют сброс сточных вод более сотни предприятий. Объём сброса в 2019 году составил порядка 1145 млн м3, при этом почти четверть из них без очистки или недостаточно очищенные.
В плачевном состоянии и сети водоснабжения и водоотведения. Потери из сетей централизованного водоснабжения во многих городах достигают 60-70%. Объёмы возвратных вод, поступающих на очистные сооружения горводоканалов в этих городах, не превышают 15-25% от объёмов забранной воды. Изношенность водопроводных сетей на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства приводит к значительным потерям питьевой и технической воды.
Наконец, высокий уровень техногенной нагрузки на водоёмы и использование устаревших технологий не позволяют обеспечить население качественной и безопасной для здоровья человека питьевой водой.
Как пример, в декабре 2020 года произошло резкое ухудшение качества воды основного источника централизованного водоснабжения Донецкой Народной Республики – гидротехнического комплекса «канал Северский Донец - Донбасс», когда предельно-допустимые концентрации аммония превышали допустимые в 4 раза. Данная ситуация свидетельствовала о загрязнении водоисточника канализационными стоками. Применяемая на действующих станциях технология водоподготовки не могла обеспечить удаление из воды высоких концентраций аммония.
Возможный источник загрязнения был расположен на территории Украины (с. Петровское Харьковской области). Указанное ухудшение качества воды наблюдалось в канале начиная с Харьковской области и заканчивая г. Мариуполь. На официальном уровне власти Украины данную ситуацию никак не прокомментировали.
Аварии на водоводах Украины носят постоянный характер, только с начала 2021 года на территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, уже произошло не менее 2 аварий (водопровод «Горловка-Торец» и Второй Донецкий водопровод), в результате которых происходило полное прекращение водоснабжения в населенные пункты.
Актуальным остается вопрос размещения отходов. На территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, насчитывается порядка 26 узаконенных полигонов твердых бытовых отходов и порядка 40 несанкционированных свалок. При этом требованиям природоохранного законодательства соответствуют всего три полигона.
Большая часть свалок и полигонов твердых бытовых отходов практически исчерпала свой потенциал, при этом ежегодно в Донецкой области образуется порядка 536 тыс. тонн бытовых отходов. Поэтому появление многочисленных несанкционированных свалок, несмотря на пиар-акции властей Украины по открытию новых современных полигонов, никого уже не удивляет.
Так, например, в селе Новоукраинка Добропольской громады обнаружена несанкционированная свалка мусора. Когда-то данная свалка была участком площадью 2,7га предназначенным для ведения сельхозпроизводства. Обеспокоенные жители села, которым стихийная свалка донимает уже длительное время, составили коллективное обращение и направили его властям, но до сих пор никаких действий, кроме фиксирования нарушения властями не принято.
Кроме того, до сих пор на территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, по данным Регионального доклада о состоянии окружающей природной среды Донецкой области за 2019 год, остаются порядка 4,004 т и 220,6 л запрещённых и непригодных к использованию пестицидов. Их хранение в несоответствующих условиях, из-за возможного проникновения токсичных веществ в грунтовые воды и наземные источники, переноса их воздушным путём или в процессе деятельности человека, представляет собой прямую угрозу для окружающей среды, животных и здоровья людей.
Как пример, в городе Рубежном Луганской области местными жителями была выявлена несанкционированная свалка химических отходов, а именно вещество желтого цвета с резким химическим запахом в поврежденных бумажных мешках с этикетками «Ангидрид нафталевый технический», которые хранились в разрушенном здании под открытым небом. По своим свойствам фталевый ангидрид ядовит, раздражает кожу и слизистые оболочки глаз и носа, способствует заболеванию бронхиальной астмой.
Однако, данная практика уже начинает выходить на государственный уровень. Так, на фоне слов первого заместителя министра энергетики Украины Ольги Буславец, в ходе 1-го Немецко-украинского энергетического дня в Киеве в декабре 2020 года, о том, что до 2031 года Украина намерена закрыть все убыточные шахты, а дотирование из государственного бюджета угольных предприятий будет минимизировано, проходили переговоры представителей бизнеса и чиновников Украины с группой индийских бизнесменов по вопросу использования части территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, для захоронения химических отходов из Индии. При этом рассматривается вариант их захоронения в ликвидируемых шахтах Луганской и Донецкой областей.
Еще более непредсказуемой может стать ситуация на фоне планов властей Украины о продаже лицензии на разработку Азовского циркониевого месторождении в селе Никольское (Володарское) Донецкой области. При этом данное решение было принято без общественных слушаний и согласия общины, несмотря на то, что радиоактивный рудник в данном случае будет располагаться в полутора километрах от жилых домов.
Все это показывает о полном безразличии властей Украины к существующей и возможной будущей обстановке с экологической безопасностью на территории Донбасса, ведь такие действия могут перерасти в абсолютно бесконтрольную ситуацию на фоне затопления заброшенных шахт и выходе подземных вод на поверхность, о чем уже неоднократно доводилось Совместной инспекцией до общественности.
Однако не только промышленность региона является причиной плохой экологии. Тревожная ситуация сложилась в Национальном природном парке "Меотида", где отмечается не только гибель птиц, но также 16 апреля были распаханы земли природно-заповедного фонда, ущерб экологической системе превышает 50 миллионов гривен. По словам директора национального парка, Надежды Долговой, нарушение произошло в районе села Буряковая Балка Мангушской громады – «это были столетние степи, которые никто не трогал. Сегодня это все уничтожено. Эти земли даже по Земельному кодексу нельзя распахивать, так как у них угол наклона больше семи градусов, что приведет к большому подтоплению и смыву плодородного слоя земли. Внизу находится село Буряковая Балка – вся вода пойдет вниз на дома».
К сожалению, это не первый такой инцидент, связанный с выделением части территории парка доверчивым гражданам чиновниками Госгеокадастра.
Аналогичная ситуация была 2 года назад. Участок Национального природного парка "Меотида", густо заросший ковылем, распахали и обработали гербицидами. Сейчас он восстановлению не подлежит. Хоть подобные факты не единичны, но еще ни разу нарушители не возместили причиненный ущерб. Ситуации с распахиванием заповедных земель все еще находятся в стадии расследования.
Тревогу вызывает и санитарно-эпидемиологическая ситуация. По состоянию на май 2021 года на «оранжевом» уровне эпидопасности находится лишь территория Донецкой Народной Республики, временно находящаяся под контролем Украины. Процент от эпидпорога составляет 101,5%. Уровень загруженности коек с кислородом для лечения больных COVID-19 - 39,9%, при пограничном показателе 65%.
К моменту начала эпидемии COVID-19 украинское здравоохранение оказалось в критическом состоянии из-за неудачных реформ последних лет. Пандемия обнажила проблемы охраны здоровья Украины: дефицит стационарных коек, медицинского персонала и средств индивидуальной защиты; дезинтеграция управления между центром и регионами; неповоротливость систем финансирования медицинской помощи.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельской местности, в малых и средних городах, а также в «первичном звене» здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше, средних медицинских работников — в 1,8 раза меньше, фельдшеров — в 1,9 раза меньше.
Вакцинация в Украине стартовала с февраля 2021г., однако пока существенных результатов не достигнуто, все больше появляется сообщений о полностью проваленной прививочной кампании.
Население Украины в плане «спасения» по большому счету предоставлено само себе. Ни их жизни, ни их смерти никого не волнуют.
Страна только официально теряет по полтысячи своих граждан в день, а это значит, что общее количество жертв из-за постковидных инфарктов, инсультов, диабета, гипертонии и т. д. выражается уже сегодня в разы большими цифрами. Простой подсчет показывает, что прямыми и косвенными жертвами COVID-19 и национального разгильдяйства могут стать до 1,5-2 млн граждан Украины.
Главная причина в том, что украинская власть не выполнила требования действующего законодательства Украины. В самом начале она проигнорировала законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о защите населения от инфекционных болезней и постановление Кабинета Министров о санитарной защите территорий.
В Украине проигнорирована такая наука, как эпидемиология и полностью уничтожена СЭС, которая должна была бы принять этот вызов первой. По имеющейся информации в Украине отсутствует подготовка врачей-эпидемиологов и осталось всего 500 специалистов данного профиля.
Основываясь на данной информации Совместная инспекция в очередной раз обращает внимание на негативную деятельность существующих властей Украины по обеспечению экологической безопасности, а также на возможные риски возникновения экологической катастрофы в случае использования территории Донецкой Народной Республики, временно находящейся под контролем Украины, в качестве полигона для захоронения химических отходов и разработки радиоактивного рудника.